Что такое вера?

Вера не просто согласие с Писанием.

Основная причина, почему я решил снова затронуть эту тему, – это то, что в жизни у нас не всегда всё получается так, как написано в Писании. Мы многое вроде бы понимаем, со многим вроде бы из Писания соглашаемся, думая при этом, что мы имеем веру, что вот согласие с Писанием – это и есть вера, но когда доходит до дела, чтобы так поступать, как написано, – то тут у нас происходит осечка. И причина этой безрезультативности банально проста: это элементарное отсутствие веры или же её непонимание; потому что – как может быть у нас вера, если мы её не понимаем в таком именно смысле, какой в неё (в это понятие) вложил сам Бог? Т.е. понятие «вера» должно быть библейским понятием.

Вера – это основа нашей благополучной жизни здесь на земле и основа нашего спасения, это фундамент, на котором мы строим свой духовный храм.

Глубина Библейских понятий.

Если говорить о  библейских понятиях, то вера является одним из самых ёмких библейских понятий, таких как Бог, Его любовь, Его заповеди и т.д. Если в двух словах сказать что-то о Боге – это то же самое, что в двух словах сказать, что такое Вселенная: ну безграничная, например … Мы может будем что-то под этим словом подразумевать, но до конца мы много чего не поймём, потому что Вселенная – да, она безгранична, но из чего она состоит, какие законы в ней действуют, – это же вообще, как говорится, несчётное количество всяких тел и законов…

Пс 118: 96: «Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна». Обратите внимание: всего одна заповедь! Мы говорим: есть Закон, есть десять заповедей, есть нагорная проповедь, «каждая иота», «каждая черта», – это тоже «обширные» заповеди… «Я видел предел (границы) всякого совершенства (дальше которого совершенства быть уже как бы не могло), но (одна только) Твоя заповедь безмерно обширна». Можете себе представить, какая глубина этой заповеди и какие грани и тонкости, и какие понятия добра и зла она отражает или в себе содержит?

Колос 3: 14: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».  Мы читали только что: «я видел предел всякого совершенства» (как бы вроде бы речь идёт об одном совершенстве), а любовь – это «совокупность совершенства»… Поэтому, говоря о любви, мы всё-таки, понимаем её  по-человечески, на доступном для нашего понимания уровне…

Иов 37: 23: «Вседержитель! мы не постигаем Его». Мы говорили о заповеди, которую нельзя постичь, о любви, которая непостижима, теперь о Боге говорим: Он не может вложиться в наш разум. «Он велик силою, судом, полнотою правосудия» (чуть по-своему скажу: мог бы всех нас, как говорится, построить, под общий знаменатель подвести, сделать из нас верующих; но Он никого не угнетает – при такой вот силе, при таком могуществе, при такой мудрости – Он к нам вот так относится и ждёт всё-таки нашего добровольного покаяния).

Рим 11: 33, 34: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия (бездна – постичь нельзя)! как непостижимы судьбы Его (тут судьбы – это пути Божии, как непостижимы мысли Божии) и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?»

Любое библейское понятие настолько глубоко и безгранично в своей сути (подчёркиваю – в сути), что сказать однозначно и просто, в двух словах, о Нём не получится. Такие понятия как Бог, Вселенная, любовь Божья, мудрость Божья, мир Божий, заповедь Божья, ну и естественно – вера, – не могут быть постигнуты быстро и до конца. Эти понятия будут бесконечно познаваться спасёнными людьми вместе с непавшими мирами в вечности; но начинается этот процесс познания уже здесь – на земле.

Вера – это есть тот процесс, при помощи которого познаём и Бога, и Вселенную, и Его мудрость, и Его любовь, и Его заповеди и т.д. и т.п.

Ефес 3: 16-19: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

Разберем этот текст:

«По богатству славы (по богатству красоты Своего характера и Своей мудрости, и Своей любви) верою вселиться Христу в сердца ваши»…

Вот мы говорим: «верою вселиться»… Значит ли это что-то внушать, или что-то объяснять?… Если в жизни у нас не получается быть похожими на Христа, если мы говорим, что Закон Божий неисполним и что «я бедный человек», – как же Христос верою вселится в наши сердца?

«Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви»…

Мы говорим, что надо любить, но зачастую не получается. Обратите внимание (особенно те, которые говорят, что это невозможно): любовь не просто должна присутствовать, любить нужно не просто врагов, – любовь должна быть укоренённой и утверждённой так, чтобы никакая буря вырвать вообще эту любовь не могла, потому что любовь, которая от Бога, – она никогда не перестаёт. А если иногда появляется, а иногда пропадает, то это обыкновенная человеческая любовь…

«Могли постигнуть (посмотрите – какие перед нами перспективы!) со всеми святыми (не святые этого никогда не постигнут, не стремящиеся к святости этого не постигнут, им это не будет открыто; и только святые могут постигнуть), что широта (так она ж безкрайняя!) и долгота (так она ж безкрайняя!), и глубина и высота (так они ж тоже безкрайние! но стремящиеся к святости, стремящиеся уподобиться Христу могут постичь. Это осуществимо! Это реально!), и уразуметь превосходящую разумение (человеческое обыкновенное разумение не может уразуметь; но если мы идём путём освящения, то мы способны уразуметь то, что превосходит обыкновенное человеческое разумение) любовь Христову, дабы вам исполниться (обратите внимание – особенно те, которые говорят, что это невозможно!) всею полнотою Божиею (не частичкою лишь!)».

 

Что же есть вера?

 Познание Бога, познание любви, мудрости, праведности – это цель. Тогда, на основанииБиблии:

  • Вера является средством достижения этой цели является вера.
  • Вера наша также является и результатом совокупности многих факторов, которые все вместе и могут точно отобразить истинную суть веры.
  • Вера  – это и сила (не только знание), движущая нами в достижении этой цели.
  • Вера – это и мужество, и бесстрашие, это и твёрдость духа, и неотступность в достижении поставленной цели.
  • Вера – это не хождение под дешёвой абстрактной благодатью; вера – это жизнь под постоянным контролем разума, совести или голоса Святого Духа. Вера – это хождение под благодатью Святого Духа, а не под благодатью дешёвой, которая называется милостью Божьей (Бог нас просто помилует, потому что мы ни на что не способны), хождение под контролем Святого Духа, когда все поступки наши совершаются в унисон с подсказками Духа Святого.
  • Вера не может отрицать нравственный Закон Божий, потому что он (Закон Божий) – основа благополучия человечества. Те, кто утверждает, что Закон Божий отменён, что грех непобедим, тот уже внёс свою лепту в дело гибели человечества, потакая человеческому греху. Верующие должны говорить: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Всё!)… Вечерю совершил, —  веру сохранил? Теперь мне готовится венец жизни?… За что? За отменённый Закон, за греховный образ жизни? И это называется сохранил?
  • Вера не может отвергать Писание, вера не может трактовать Писание в угоду своей плотской похоти.
  •  Вера во Христа, который победил грех, который победил мир, не может говорить, что грех непобедим и что мы обречены находиться под властью греха и сатаны, и при этом называться народом Божьим, истинною Церковью, через которую произойдёт спасение…
  • Вера, которая вначале – это убеждение, но после – это уже жизнь, а далее – это убеждённость и свобода от человеческого страха.
  • Вера расторгает тюремные узы, вера может горы сдвигать, вера может разделить море и сделать его сушей, чтобы ты прошёл, вера может абсолютно всё. Она может творить чудеса!.
  • Вера человеческая не позволит соглашаться с тем, что противоречит Писанию, – пусть это говорит даже какая-либо церковь, хоть даже папа Римский.
  •  Вера не позволит принимать участие в любом церковном обряде, смысл которого непонятен и необъясним, не позволит принимать участие в любом мероприятии, которое не преследует своей целью спасение и облагораживание человечества (это и война, это и революция, это и участие в гонениях на кого-то)…

2 Петр 1: 3-11: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

У Бога есть божественная сила, и  этой божественной силой даровано нам всё необходимое для буквальной физической жизни; но и дано всё необходимое для благочестия (т.е. чтобы мы были благочестивыми, и о чём говорят, что это невозможно). Нам всё дано через познание Христа (лично общаясь со Христом, разговаривая с Ним, мы получаем познание). Если мы становимся в позу – «это не так написано», «это не тот перевод», «это отменено», «это евреям», а «это ефесянам», то при таком подходе мы вообще ничего не познаем никогда. Мы должны признать – либо всё Писание Богодухновенно, либо частично. Если частично, то далее о Боге, о Писании, о вере, – вообще нет смысла разговаривать.

Мы познаём, в результате познания у нас появляется вера. Какая вера? Что Христос действительно реальный образец для подражания, что уподобление Ему – это реально, что в жизни у людей, живущих по Писанию, получается, – это тоже реально. А теперь, «прилагая к сему всё старание, покажите (вот в этой вере) добродетель» (подчёркиваю – для тех, кто говорит, что мы верою спасаемся, а дела тут ни причём), покажите дела, причём добрые дела. В этой же добродетели, которая входит в веру, «покажите рассудительность» (обратите внимание: вера начинает утоньчаться, детализироваться, углубляться в своём понятии), «в рассудительности воздержание» (воздержание от добродетели, которая глупа), «в воздержании (проявите) терпение»… «Если это в вас есть и умножается» (вот это углубление, детализация; если мир вашей веры, вашего познания не увеличивается, вы остановились в развитии, – это уже плохой признак; а если это есть – это развитие, если вы идёте по этой лестнице со ступени на ступень), «то вы не останетесь без успеха» (вера – это постоянное развитие). Ибо только так «откроется вам свободный вход в вечное Царство»…

Рим 10: 17: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Способность слышать, способность понимать, правильно понимать… Правильное понимание Истины и Бога появляется у человека только тогда, если он не будем спорить с Ним…

Гал 5: 22: «Плод же духа: …вера». Вера является результатом деятельности нашего ума. Если голова не работает, нас не приучают думать, то нас приучают слепо, фанатично веровать…

Иак 2: 17-24: «…так и вера, если она не имеет дел, мертва». За дела веры мы будем оправданы. Дела веры – это не показаться пред людьми, а стать таковым (каким я должен быть) не только внешне, но и внутренне (что самое главное). Вера содействует делам, а потом дела нашу веру доводят до совершенства. Вера и дела – это одно целое. Вера обязательно действует, вера – это жизнь. Если она живёт, – она действует; и действует в каком направлении? В направлении любви…

1 Петр 8: 9: «Противостойте ему твердою верою» (вера должна быть твёрдой, непреклонной. Мои убеждения, мой настрой, моя целеустремлённость, – не должны быть половинчатыми или волнообразными… Если сатану нельзя победить, – зачем ему противостоять? Сказано: «противостойте»! Почему? Потому что это возможно) зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (т.е. не только мы одни, – есть и другие люди, которые так же твёрдою верою противостоят, и у них получается).

Иак 4:7: «Итак покоритесь Богу; противостаньте (твёрдою верою) диаволу, и убежит от вас»( вы будете победителем, и только тогда венец победителя на небе оденут на вашу голову)…

Стоит вспомнить ещё один момент: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр 12:4). Это тоже своего рода рецепт: чтобы победить грех, – сражаться до крови (т.е. насмерть – или я, или он меня)… Но мы говорим: «усилий не надо делать», «крест Христос понёс», «Закон отменили», – тогда про какую кровь вообще может идти речь?

1 Иоан 5:4: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир ( «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…»; значит рождённый от Бога побеждает похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую) и сия есть победа, победившая мир (с его пороками), вера наша». Побеждается мир, побеждается дьявол (он убегает от нас), – благодаря нашей вере (заостренной, нацеленной только на победу)… Если б кто-то сказал: «ну ты может быть не выиграешь, а проиграешь», то человек верующий должен сказать так: «я может быть один раз споткнусь и упаду, может быть два, может быть три, но я буду вставать до тех пор, пока я это не одолею; и потом я не упаду». Вот это вера, вот это то, что достойно награды от Бога!

 

Евр 11: 1-40: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое»… (Вера же есть процесс осуществления ожидаемого познания Бога, приобретение Его праведности, схожести с Ним, и уверенность в невидимом – в доселе не понимаемом, в доселе не познаном, в доселе – чего у нас в жизни ещё не было). Вера – это процесс; в этом процессе должна быть цель поставлена (о которой мы сказали – познание Бога, богоуподобление); и осуществление этой цели. Вопрос: как можно без познания, без кропотливого вникания в Писание, не понимая что и как, уподобиться Богу? Почему такой вопрос задаю? В церквах сегодня, в основном, поверхностное и примитивное понимание Писания: «вот это не надо а это не надо», «это отменено», «а вот это – благодать» (не делами, а верою, по милости, чтоб никто не хвалился; Бог же есть любовь, неужели Он нас уничтожит?). Всё! Вот это есть Евангелие… При таких верованиях, при таких убеждениях, при таких умозаключениях, при таком Писании, обрезанном со всех сторон, когда нет познания о том процессе, как это можно осуществить, действительно нет никакого результата. Вот потому вера ничего не может осуществить.

Как возрастает вера?

Убеждённость – то с чем согласился, что понял. Практикуя то, что до меня дошло я более убеждаюсь и становлюсь уверенным. Когда появляется уверенность (результат есть, всё – процесс пошёл!), появляется ещё большая твёрдость, ещё большая неотступность… И когда этот процесс осуществляется, – я начинаю понимать – вот то благословение, которое было предложено Богом… И вот в этой вере люди (верующие) имеют документ, имеют свидетельство о вере, запечатлённое печатью Бога.

 

Вера подразумевает:

цель Богопознания, метод  осуществления и реальный результат.

 

«Верою мы познаём» (познаём-то мы умом, но ум – составная часть веры, фундаментальная часть). Вера – это осмысленный, осознанный акт, включающий в себя разумную и самую важную цель в жизни, и практическую реализацию этого плана во всех его тонкостях и деталях. Вера – это результат работы Святого Духа внутри нас – духа премудрости и ведения, духа разума и благочестия (Дух Святой «научит, напомнит, утешит, обличит»; обратите внимание – умственная работа).

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного»… Т.е. человеку противоестественно своими руками убить своего ребёнка, а тем более единственного, долгожданного, который родился вообще в глубокой старости. Но вера даёт возможность человеку переступить через своё «не хочу!», «не могу!», «не буду!»…

«Верою Енох переселен был» (какою верою? Верою в переселение? Или верою, которая делала его чуждым для земных жителей, верою, которая устремляла его ввысь, к Богу? Вот эта вера совершила чудо – он был переселён, не узнал смерти!)…

«Верою построил Ной ковчег», «верою повиновался Авраам и пошёл в страну…», «умерли в вере (не получив обетования), «верою говорили», что они странники и пришельцы на земле, «верою стремились к лучшему – небесному…»

«Верою принёс Авраам в жертву сына…» Почему? Потому что верил, потому что был убеждён, что воскрешение сына возможно…

Верою (посмотрите – человек умирает) Иаков благословил каждого сына» (откуда  знать, что так будет)? он  пророчествует о детях – кого, что ждёт (а вдруг ты ошибся?)…

Вера – это убеждённость, это Божественная психология,

это умение разбираться в людях, вера – это пророчествование.

Верою Иосиф перед смертью напоминал об исходе (чтобы его кости перенесли)… Он не сомневался, он говорил: «вы выйдете».

«Верою Моисей отказался называться сыном дочери фараоновой» (просто отказаться от такого предложения? Он понимал, что быть фараоном – это не та ценность. Для него ценность – это Бог, праведность, чистота, любовь, забота о народе, желание добра народу), верою захотел страдать (захотел страдать, нежели иметь временные греховные наслаждения)… Без понимания, без осознания, без переоценки ценностей никак нельзя было отказаться быть фараоном, никак нельзя было захотеть страдать. Верою оставил Египет и не проявил страха, не убоялся гнева царского».

«Верою перешли море» (речь не идёт о безумном фанатизме, речь идёт об убеждённости, осмысленности, о твёрдости в достижении поставленной перед собою задачи), «верою пали стены Иерихонские» (это мир чудес), «верою исцелялись от болезней», «верою побеждали царства» (будучи в меньшинстве), «верою творили правду» (не взирая на то, что за это можно было пострадать), «верою получали обетования» (не сомневались, что так будет), «верою заграждали уста львов» (убеждённость в истине, непоколебимость в Боге, бесстрашие; это не вера в то, что Бог меня защитит, а я грешил и  буду грешить. Нет. Не убоюсь а пойду куда надо; будут вешать – верою верёвка порвётся, протянет кто-то руку выстрелить – рука одеревенеет, бросят в львиный ров – львы будут сидеть или лежать, не тронут),  «верою угашали силу огня» (были верующие, которых сжигали на инквизиторских кострах, но они не чувствовали боли), «верою избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»…

Вера имеет разные проявления с разными людьми, т.е. люди разные (но они верующие), а в силу того, что они разные, – кому-то одно Бог допускал, кому-то что-то другое…

Верою мы можем любить врагов и не обижаться на них; верою мы можем молиться за обижающих и благословлять проклинающих. Верою мы можем не отвечать злом за зло, ругательством за ругательство, потому что моя вера основана на любви. Верою мы будем защищать невиновных (когда их будут несправедливо обвинять), не боясь последствий. Верою мы можем безбоязненно обличить, не боясь опять-таки последствий; верой можем вступиться за истину и не бояться, что нас исключат из церкви. Верою, согласием мы можем принимать неприятную для плоти истину и не будем её отвергать; верою мы будем принимать обличение и не обижаться на обличающего нас человека (даже если он несправедливо нас обличает). Верою мы будем нести крест Христов, будем сражаться с грехом до крови. Верою мы можем противостоять дьяволу. Верою мы можем отдать последнее тому, кто беден…

Вера – это настолько глубокое понятие, что оно побуждает ко всему доброму, и противится абсолютно всему плохому – хоть во мне, хоть в ком-то другом…

 

1 Кор 13:13: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Любовь – это цель, а вера – это средство достижения. Не может быть любви без действенной веры.

Луки 18:8: «Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (т.е. тем верующим, которые страждут, которых испытывают обстоятельства и искушения… Христос говорит, что подам им защиту вскоре, только не опускайте руки). Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (веру, которая ставит цель, которая достигает эту цель; веру, которая приводит нас к убеждённости, что эта цель достижима, и быть похожим на Христа – это не миф, не сказка, – это реальная жизнь!)

Скачать проповедь можно по ссылке:

images-5-210x68