Эта тема связана с тем заданием, которое нам задал Бог (1 Тим 4: 16):
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя».
Как говорят, «все вещи в труде»; я перефразировал этот стих на такой: «все вещи в размышлении». Вся наша духовность, наше общение с Богом, способность видеть, понимать, осознавать – всё начинается с нашего размышления, с вникания в себя.
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (постоянно – вот так, как дышишь).
Занимайся размышлением, копайся, не верь слепо;
не говори: «я верю, что я в Боге, а Бог во мне», не надо в это верить, надо реально видеть себя и давать себе реальную оценку;
не надо верить в учение, его сначала нужно понять, чтобы поверить (только это уже будет не вера, а естественное согласие с этим учением).
«ибо так поступая (вникая в себя и в учение, занимаясь самоанализом, самоисследованием), и себя спасешь, и слушающих тебя». (Если ты сам в себе не разбираешься, если ты сам себя не понимаешь, если ты неправильно понимаешь Писание, – что же ты будешь говорить другим?).
Лк 19: 42: (слова Христа по отношению к израильскому народу) «и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру (к благополучию, к благословению) твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Есть что-то важное, есть какая-то истина, которая «служит к миру»).
Мтф 13: 11-16: «Он (Христос) сказал им (ученикам) в ответ (на вопрос: почему Он говорит к народу притчами): для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного (тайны Царства, которое внутрь вас есть; вам открыты механизмы, процессы, происходящие с информацией в вашей голове), а им не дано (вроде бы как Богом не дано, вроде бы как Бог сделал одних неспособными видеть и понимать, а других сделал способными; «сокрыто ныне от глаз твоих» – вы виноваты, что эта истина сокрыта, «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал» – это можно узнать, это явно, это видимо, это ощутимо), ибо кто имеет (желание знать эти тайны), тому дано будет (знание о тайнах небесных) и приумножится, а кто не имеет (желания знать эти тайны, кому это не интересно, кого это не тревожит), у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (живут в каком-то своём самими сформированном мире); и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои (сами) сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат».
1 Кор 2: 14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
Откр 3: 14-22 (известное для всех место в Библии, которое часто цитируют из-за кафедры, и о котором говорят: «это написано о нас!»; и как правило, это говорят люди, которые имеют какой-то духовный сан, и как правило говорят: «Ангелу Лаодикийской церкви напиши».
Ангелу – это кому? Руководителям церкви!
Если говорить конкретно, – тому пастырю, который эти слова и говорит, что это написано нам. Взял бы и сказал: «это написано мне, как руководителю, что я чего-то не вижу, я чего-то не понимаю», но нет: «написано нам, мы такие»… И больше ничего! Так что делать? Что менять? Что у нас не так?):
«И Ангелу (руководителю) Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!
Но, как ты (руководитель) тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (поэтому Ты, Господи Боже наш, не учи меня, я всё знаю, я закончил академию, у меня образование, мне не нужны подсказки); а не знаешь (от тебя сокрыто, тайны Царства Небесного тебе не дано знать), что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить (это покупается, а не дается, это не подарок) у Меня золото (веру), огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду (праведность), чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.
Се, стою у двери и стучу (Я даю понять, что Я вне вашей организации): если кто услышит голос Мой и отворит дверь («услышит» и «отворит» – поймёт, что Христос не тут, а за дверью, поймёт причину, почему Он за дверью, и устранит эту причину), войду к нему и буду вечерять (не об обряде речь идёт, а о задушевной беседе) с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (нужно будет понять, что я не так богат и не так разбогател, что нужд у меня больше, чем я могу себе представить, что мне предстоит борьба с самим собою, со своими пороками), как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».
Скажу, что ангел не вникает в себя вообще! И этот ангел не учит народ этому занятию – вникать в себя. /Твоя гордыня сделала тебя жалким, нищим, слепым и нагим, и ты до сих пор находишься в том состоянии несчастном и претендуешь, что «только мы» и «только через нас», и «без нас Бог как без рук»…/
Жалкий, нищий и слепой не может быть народом Божьим.
Если я Его сын, а Он мой Бог, мой Отец, то:
если Бог богат, – я богат автоматически,
если Бог зрячий, то я – автоматически,
если Бог мудрый, то я тоже мудрым буду.
Рим 12: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (почему написано «представьте»? да потому, что не представляют верующие тела свои! ходят в церковь, совершают обряды какие-то, спорят кто лучше, кто умнее, но в жертву тела свои не приносят),
и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего (всякая истина есть истиной для настоящего времени, поэтому вы не должны быть как застывшая магма, ваш ум должен всё время работать, и истина для вас должна всё время обновляться, совершенствоваться), чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно (вникайте в себя – и вы всё увидите, вы поймёте, что в конце концов вы – ничто), по мере веры, какую каждому Бог уделил (вера – это практическая жизнь; практика и только практика доказывает наличие у нас веры; какой ты по жизни – такой ты и есть, и не нужно ничего придумывать, что ты какой-то не такой).
Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе (при условии – если мы скромны, если мы не лезем куда не надо, если выполняем только те функции, которые нам даны), а порознь один для другого члены.
И как, по данной нам благодати (если она нам дана, то мы обновляемся умом, мы познаём волю Божью, начинаем видеть себя, начинаем думать скромнее, избавляемся от амбиций), имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры;
имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении;
увещатель ли — увещевай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли — начальствуй с усердием; благотворитель ли — благотвори с радушием.
Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте»… (Как я буду это знать – есть оно у меня или нет, и как я смогу дать себе правильную оценку, увидеть себя глазами Божьими, если я не буду вникать в себя?)
2 Пет 1: 2-11: «благодать и мир вам да умножится (возрастёт) в познании (в изучении, в исследовании) Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (возрастать в познании – нормальное состояние для каждого нормального христианина).
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание (то, к чему мы приходим путём размышления) Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования (что мы можем уподобляться Богу), дабы вы через них (через обетования, которые на условии – если будешь делать, то получишь) соделались причастниками Божеского естества, удалившись (чрез познание, чрез обетование, чрез выполненную работу, возложенную на нас Богом) от господствующего в мире растления похотью (от деградации), — то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность (всё, что ты делаешь, даже доброе, подвергай анализу), в рассудительности воздержание (если желание делать добро так и прёт из нас, если мы возмущаемся, что нам добро не дают сделать, то над этим нужно рассуждать, в это нужно вникать, потому что не всегда добро оказывается добром), в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (и не останетесь без преображения). А в ком нет сего (рассуждения, познания, анализа; кто верует по-церковному), тот слеп, закрыл глаза (чтобы не видеть Бога), забыл об очищении прежних грехов своих (без процесса познания, без постоянного обновление ума не может быть очищения от прежних грехов, – мы их просто не распознаем).
Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание (чрез рассудительность, чрез познание); так поступая (этим занимаясь), никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Хочу завершить мысль своими словами, исходя уже из своего опыта.
В церковных организациях существуют установившиеся и общепринятые понятия, которые не сильно кто проверяет. А толкование Писания ограничивается какими-то рамками и не предусматривает копания в себе. Поэтому и выходит, что наше толкование с трудом налазит на голову…
Скажу, что не надо заниматься толкованием, надо заниматься собою, надо вникать в себя, наблюдать за жизнью, за людьми, размышлять, надо слышать голос Божий, и будет открываться то, что раньше мы не понимали. Мы будем естественно созревать к тому, чтобы нас посещало божественное озарение, откровение. Это будет происходить естественно.
Все наши поступки имеют внутренний мотив. Без мотивации человек вообще ничего не делает.
Иногда мы, что-то делая, думаем, что делаем добро; но если бы мы вникли в себя, в мотив, который нами движет, то поняли бы, что у нас корыстный расчёт. Иногда мы начинаем любить пастырей, братьев и сестёр в церкви, потому что выборы приближаются. И мы любим, а в мотив не вникаем. Поэтому мы не понимаем, что ведёмся злым духом – корыстным, расчётливым.
Люди думают, что мы действительно достойны какой-то должности, и что Бог нас на это выдвигает. Нет, выдвигает меня на это мой собственный расчёт.
Если я не вникаю в мотивы, то я не буду видеть ничего того, что нужно было бы увидеть в себе, а буду видеть себя хорошим, и будет у меня причина гордиться.
Теоретически мы все соглашаемся, что гордость – это плохо, что она есть у каждого из нас. Но самое странное заключается в том, что мы, говоря о гордости, не видим её на самом деле. Многие свои поступки мы совершаем именно по причине гордости.
Вот в послании к Лаодикийской церкви – «я богат, разбогател», – разве это не гордыня? Казалось бы, если это гордыня, – взял бы тот ангел и задумался, да и ангелята (члены церкви) задумались бы: «слушайте, так мы – гордые! мы всё время говорим, что мы в истине, что только у нас, что только через нас, что только мы будем заканчивать дело Божье на земле».
Не лучше ли было бы говорить, какие мы есть на самом деле? Мы говорим, что «это нам написано», и по той же гордости продолжаем гордиться.
Мы говорим, что гордость есть у каждого, и с этим нужно бороться, – тогда почему мы лезем в учителя, в пастыри, в пророки? Да потому, что мы не вникаем в себя!
Если бы мы вникли в себя, то поняли бы насколько некрасивы вот эти все амбиции, насколько мы не соответствуем тому, чтобы этим заниматься; мы бы поняли какая на нас лежит ответственность, –что мы сами ещё не разобрались, а уже возглавили людей и ведём их непонятно куда.
Иак 3 гл 1,2: «Братия мои! не многие делайтесь учителями (если бы мы вникали в себя, мы бы поняли: не надо умничать, не надо заводить ненужных споров и разногласий по поводу понимания стихов из Библии,
а надо заниматься тем, что назидает лично меня и меняет меня лично;
изменюсь я – изменится моё отношение к людям, изменится отношение людей ко мне, мы станем ближе и дороже друг для друга;
не мы должны ходить за людьми, – если мы обладаем истиной, то люди сами будут за нами ходить и будут задавать вопросы), зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем (тогда почему лезем в учителя? потому что не видим этого! не видим – потому что не вникаем в это!). Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».
Хочу сказать, что можно не согрешать и в слове, но иногда ловишь себя на том, что мысль же появляется, только я этого не сказал вслух, о чём подумал…
Если я вслух не сказал, – так я внутри себя на этом поймал! Нет, нет, да и появится…
Вот тебе и очередная порция информации и перспектива очередной работы над собой!
Если бы мы вникали в себя и занимались этим постоянно, то увидели бы страшную картину, написанную внутри нас – мы бы увидели множество пороков, с которыми мы вроде бы как боролись и которые мы вроде бы как победили.
Эти пороки просто изменили окраску и спрятались в другом месте – под новым объяснением, в красивой новой одежде…
Когда ты объявляешь войну порокам, – ты начинаешь побеждать один порок за другим…
Но перед тобой открывается масса новых, доселе тебе неизвестных пороков, о существовании которых ты может быть и не догадывался.
И ты видишь, что этим очищением ты будешь заниматься без конца и края…
Понимание того, что борьба с грехом – это то, чем будешь заниматься без конца и края, может привести к мысли, что эта борьба бесполезна.
На самом деле польза будет: мы постепенно будем становиться чище, лучше, мудрее, у нас будет больше мира, спокойствия и любви в сердце.
Внутри себя мы всё ещё будем видеть массу мелких пороков – и ту же самую гордость, и лукавство, и жадность, и неприязнь быть может к кому-то, и лицеприятие… Но сам факт, что мы будем хотя бы видеть, хотя бы осознавать, что мы полны нечистоты, можно уже назвать успехом.
«Начало мудрости – страх Господень». Когда мы поймём из чего мы состоим и возненавидим себя, – огромнейшее дело сделано, хотя мы может ещё далеко-далеко не такие, какими Бог нас хочет видеть.
Евр 2: 17: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа». Для нас: Пока ты сам это не пройдёшь, пока сам не увидишь бедственного своего положения, не увидишь этих пороков, не заметишь, не познаешь, к чему они приводят, что из-за них ты не имеешь мира, из-за них нервный, психованный, недовольный, – ты не сможешь снизойти по отношению к другим людям.
Если бы мы понимали всю свою истинную духовную несостоятельность (а это можно понять только через самоисследование), – мы бы не спорили, не обижались бы, не доказывали бы друг другу истину, не стремились бы к должностям, не делили бы церковную казну, не лезли бы в карман к человеку, не лезли бы туда, куда не надо, и не партачили бы дело Божье;
каждый реально видел бы сам себя – каков он есть, что он из себя представляет, каждый скромно занял бы своё место в церкви (если это церковь), выполнял бы без притензий только то, на что реально способен (без излишних амбиций).
И всё было бы по Писанию – «все были (бы) единодушно вместе» и Дух Божий излился бы на нас.
Ещё одна мысль.
В Библии написано (Лк 2: 52): «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».
Премудрость в результате познания появляется, в результате размышления, вникания, наблюдения, исследования. Вот почему Он таким вырос, почему Он стал Сыном Божьим, стал нашим Спасителем.
Христа с детства приучали вникать, размышлять, тем самым научили слышать голос Божий;
и если в 12 лет ребёнок пришёл в храм, задавал вопросы, которым священники и левиты удивлялись, то не было никакого чуда, как некоторые думают, – будто Бог каким-то непостижимым образом внушал Ему Библию…
Тема жизненная и важная. Если бы мы вникали в себя, то вот то, о чём мы говорили, – всё это стало бы естественным даром Божьим,
мы были бы счастливыми людьми,
были бы не на словах, а на деле детьми Божьими;
и было бы нам о чём сказать людям
и было бы что им показать.