Анатомия молитвы (часть 2)

Что говорит о молитве Писание?

Ис 58: 1-11:

«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
(когда речь идёт о молитве, то подразумевается и пост, и наоборот – когда говорится о посте, то подразумевается и молитва; пост без молитвы – это не пост; пост и молитва – это неразрывные компоненты;
вот казалось бы: мы читаем о посте, о молитве, но начинается тема не из того, что коротко молитесь, не из того, что редко молитесь, а – «укажи народу Моему на беззакония его», т.е. беззаконие, грехи израильского народа были прямой причиной того, что молятся, взывают, просят, а ответа никакого нет).
Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои (нужда припирает и хочется её разрешить; приходится искать, приходится взывать – по крайней мере видимость такая создаётся), как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды (они хорошо, красиво говорят), желают приближения к Богу (выражают это в словах, а желания как такового нет в сердце): «Почему мы постимся, а Ты не видишь? (если бы Ты видел, слышал, то ответил бы!) смиряем души (ведь видно же со стороны!) свои, а Ты не знаешь?» /И Бог им отвечает через пророка/
— Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
(молитесь так, как считаете нужным, – для показа, поститесь – только лишь не едите, сердце ваше при этом не скорбит)

и требуете тяжких трудов от других (заставляете других поститься и молиться, а те не понимают для чего и почему, – тогда и пост втягость, и молитва, если частая и долгая, – втягость).
Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других (если пост не Божий, а «ваш», если ответа на пост нет, – начинаются разборки: кто как и сколько молился, кто как и сколько постился, до драки доходит иногда); вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою (когда нельзя заниматься тем, чем хотелось бы, хочется кушать, а кушать нельзя), когда гнет голову свою (показывает смирение, но в сердце не желает смиряться), как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел (традиция такая установившаяся)? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал
(пост способствующий силе вашей молитвы):
разреши оковы неправды
(свои оковы)
/нам хочется неправды, но мы должны от неправды отступить;
как плоть страдает от того, что мы ей пищи не дали, – точно так же наша плотская природа постится, если мы ей не разрешаем себя проявить/,
развяжи узы ярма (греховного), и угнетенных (тобою; тех, кого ты недолюбливаешь) отпусти на свободу (перестань на них обижаться, перестань на них злиться, стань миротворцем), и расторгни всякое ярмо (избався от всякого греха; а для этого – ой какой пост нужен!);
раздели с голодным хлеб твой (раздели хлеб вопреки твоей жадности – и это будет пост для твоего плотского сердца), и скитающихся бедных введи в дом (а ведь не хочется, ведь неудобства возникают!);
когда увидишь нагого, одень его (не жадничай), и от единокровного твоего не укрывайся (не отворачивайся и не делай вид, что ты его не видишь и не знаешь).
Тогда откроется (с этого момента начнётся качественное изменение в тебе и в твоих молитвах, и в результативности этих молитв), как заря, свет твой (Я дам тебе знание, и ты сам будешь светильником, источником света), и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя (праведность твоя – не наигранная, не лицемерная, истинная и искренняя) пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (слава – характер Господний, который станет твоим достоянием, слава будет сопровождать тебя – в молитвах, в личных взаимоотношениях с человеком, о котором ты молишься). Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо
(свой дурной характер), перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень (Матф 3 гл: «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Христос – Он представитель этого царства, в Его душе это царство; Его взгляд, Его слова, Его интонация, Его отношение, Его чувства к согрешающим – всё это шло перед Ним и всё это влияло на Закхея мытаря, на блудницу, на учеников и на множество других людей. Обратите внимание: не молитвы Его (не говорю, что Он не молился), а вот то царство, которое внутри Его, – оно влияло); и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои (вот так – как бы без молитвы), и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».

Зах 7: 1-5: «В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицом Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет? « (Вот у нас много лет подряд систематически в пятый месяц в определённый день – пост и молитва) /предположительно, что это была молитва за освобождение из вавилонского плена/.
И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?» (за столь длительное время ваша молитва и ваш пост перешли в обыкновение, стали такой себе традицией).

Зах 7: 9-13: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый (всегда, и это должно быть нормой вашей жизни! верующие же говорят: «нет, это невозможно» – освятиться невозможно, честным быть – невозможно, не раздражаться – это тоже невозможно) и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему («это не получится»); вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем.
Но они не хотели внимать
(они, как и сегодняшние христиане не верили, что это возможно, и не соглашались), отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать (опять мы возвращаемся к тому, что наша освященная жизнь является основой, фундаментом нашего благополучия и услышанных молитв). И сердце свое окаменили (до какого упорства дошли!), чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф». (Опять всё упирается в жизнь! Молятся, чтобы Бог освободил из плена, а Бог говорит, что вы и в плену грызётесь, за это Я вас туда и отправил!).

1 Пет 3: «Также и вы, жены (если хотите, чтобы молитва ваша была услышана), повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (неверующие), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (если будете искренне повиноваться своим мужьям, – слава Господня будет сопровождать вас и воздействовать на мужей ваших). Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде (это не приведёт мужа к вам, Бога в вас он не увидит, и не придёт он к Богу), но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям (и это лучшее женское украшение). Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (она так считала, а не просто говорила). Вы — дети ее, если делаете добро (всегда делаете добро мужу, который не всегда добр, делаете, не взирая ни на что) и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, мужья (если хотите, чтобы ваши неверующие жёны пришли к Богу, – не взирая на то, что они часто строптивые, непослушные, капризные) обращайтесь благоразумно с женами (не в пылу гнева, не в раздражении), как с немощнейшим сосудом (они более эмоциональны и более заводимы), оказывая (этим благоразумием) им честь (хотя они не всегда этого достойны), как сонаследницам благодатной жизни (они тоже должны научиться разуметь голос Божий и повиноваться Ему, чтобы получать благословение, и тоже могут быть наследниками, как и мужчины), дабы не было вам препятствия в молитвах (дабы ваши молитвы были Богом услышаны).

Наконец будьте все (и мужья, и жёны; и родители и дети; и близкие, и друзья, и знакомые, и сотрудники по работе, и братья и сёстры по церкви) единомысленны (ничего не делайте друг другу наперекор, не спорьте, не ругайтесь, не противоставляйте своё мнение другому, потому что это вызывает разнобой в отношениях, это не слава Господня идёт впереди вас), сострадательны (если кто-то упал, – не добивайте, не упрекайте, не унижайте, не иронизируйте, не насмехайтесь, – потому что и сами можете упасть), братолюбивы (не мстите, не обижайтесь, не превозноситесь), милосерды (с милым сердцем), дружелюбны (цените дружбу, поддерживайте отношения, всё, что только может мешать отношениям, удалите из своей среды), смиренномудры (мудрости свойственно смирение); не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте (вам сделали зло, а вы ответьте добром, благословляйте духом своим, интонацией, взглядом; всё наше поведение, пропитанное духом доброты и любви, является благословением на того человека, который делает нам зло), зная, что вы к тому призваны (вы призваны чтобы благословлять, делать зло – вы к этому не призваны), чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь (тихую, счастливую, мирную, дающую радость) и хочет видеть добрые дни (в которых не будет ни ругани, ни споров, ни разногласий), тот удерживай язык свой (добавляю: прежде, чем молиться за кого-то) от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла (не реагируй на него) и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их (молитва о ком-то или за кого-то в своём фундаменте должна иметь праведность, святость, доброту и любовь), но лицо Господне против делающих зло (даже верующих, которые отвечают злом за зло и ругательством за ругательство, которые никак не могут обуздать свой нрав, которые вдобавок ещё и говорят «а измениться мы не можем»), [чтобы истребить их с земли].
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго
(ревностными последователями, неотступными, целенаправленными, целеустремлёнными ревнителями добра, – это то, что сражает наших противников, рука не поднимется на вас)? Но если и страдаете за правду (к сожалению будут и такие случаи), то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших (противтесь всякому злу, обуздывайте ваши сердца); будьте всегда готовы всякому (человеку, который вас обижает, унижает, оскорбляет), требующему у вас отчета в вашем уповании (он нас как бы провоцирует, искушает, проверяет, – действительно ли мы верующие; и мы должны дать отчёт – как на экзамене), дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и
Христос, чтобы привести нас к Богу
 /Вопрос возникает: Если бы Христос, придя на нашу землю, просто молился за нас людей, но не отобразил характер Отца, и слава Отца не пошла бы пред Ним,
и люди не увидели бы душу, в которой воцарился Бог Отец,
и если бы мы не ощущали от Христа вот это прощение, снисхождение, любовь, долготерпение, милосердие, кротость, сострадание,
а увидели в Нём и недовольство, и зависть и раздражение, и гневливость и желание властвовать над нами,
то пришли бы мы когда-нибудь к Богу?
Да никогда! /,
однажды  пострадал за грехи наши
(плоть наша страдает, когда она не может ответить злом за зло, она мучается;
Христос был в такой же плоти, как наша, и плоть Его возмущалась, когда Его оскорбляли, унижали,
и Он смирял Свою плоть, страдал за грехи наши, за наш необузданный нрав),
праведник за неправедных
(так и жена, если повинуется мужу и живёт правильно, по-Божьему, – она праведница, страдает за грехи своего мужа, и праведница, которая страдает за неправедника;
и к мужу это правило применимо и к любому человеку, который живёт по-Божьему и страдает за грехи другого человека),
быв умерщвлен по плоти, но ожив духом
(Христос, умерщвляя Свою плоть, смиряя её, не отвечая злом за зло, страдая за грехи людей, –возлагал этим горящие уголья на ихние головы, и в ихних сердцах и умах оживал духом Своим, духом Отца, духом любви),
которым (вот этим духом, вот этим голосом внутри, который начинал пробуждаться) Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (люди, живущие во грехах, находятся в темнице; и когда Христос добрым примером Своим влиял на людей, – в ихнем тёмном порабощённом грехом сознании начинал появляться свет,
т.е. совершалась проповедь – несловесная проповедь Христа;
проповедовал живым людям, а не как православные понимают, что это Он в преисподнюю к умершим спускался и там проповедь говорил),
некогда непокорным (живым, находящимся в темнице) ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие (те, которые откликнулись на проповедь Христа), то есть восемь душ, спаслись от воды.
(допотопный мир – это темница, преисподняя, куда Христос в лице Ноя сошёл,
и через Ноя проявлял долготерпение, милосердие, взывал к покаянию и ждал,
но только 8 душ откликнулись)
Так и нас ныне подобное сему образу крещение (когда мы распинаем свою плоть, чтобы не ответить кому-либо злом за зло, – мы совершаем крещение, мы погружаемся в воду, мы топим свою натуру, мы её хороним),
не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу (в момент крещения) доброй совести (что жить буду с доброй совестью, что она никогда не будет меня осуждать; а такое будет, когда я не буду отвечать злом за зло),
спасает (заметьте – обещание и само крещение не спасает) воскресением Иисуса Христа
(не тем воскресением, которым Он воскрес буквально после смерти на кресте,
а воскресением Его в нашей душе),
Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы».

Иак 5: 14-16: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Молитва веры – в обличении, а не молитва веры в исцелении;
если он (болящий) соделал грехи, и в молитве с верою принял эти обличения, раскаялся в них, и ему простились грехи, то только после этого может произойти исцеление.
Детализация есть: «признавайтесь друг пред другом в проступках», – если имели грехи, попросили прощения, но не искренне, не от всего сердца, с остатками злобы, – исцеления не будет;
«признавайтесь друг пред другом в проступках» – столько раз, пока до конца не раскаитесь, и не останется совсем злобы друг на друга;
«молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» –молитесь долго и много, – потому что ещё не совсем праведные,
и вот это очищение от остатков обиды, неприязни и зла – это путь праведный, и мы должны по нему идти, дойдя до такого состояния праведности и раскаяния, что наша молитва подействует и даст эффект, и тот, за кого мы молимся, он исцелится.

/Молитва – это 5-10% от общей массы того, что надо делать, чтобы эта молитва имела положительный эффект,
90 же %, от чего зависит успех молитвы, – это состояние того, кто молится, это его жизнь, – либо она будет способствовать эффективности его молитвы, либо будет преградою/.

Иерем 11: 14: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем» (они не достойны, чтобы быть услышанными).

1 Тим 2: 8: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте (место как бы не играет роли – церковь, за церковью) произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки (не соделавшие никакого зла) без гнева (в сердце на кого-то) и сомнения».

Евр 5: 7: «Он (Христос), во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами (это говорит о том, что не в один день и не сразу был ответ) принес молитвы и моления (чтобы Бог дал силу устоять, чтобы не согрешить, и чтобы спасти погибающее человечество, т.е. молился Христос о Своём освящении) Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение (за послушание, за жизнь, благоугодную Богу Отцу)».

Прит 15: 29: «Далек Господь от нечестивых (не слушает ихних молитв, слышит, но не реагирует, не отвечает), а молитву праведников слышит».

1 Иоан: 5: 16: «Если кто видит брата (или сестру, или родственника, или кого угодно) своего согрешающего грехом не к смерти (не перешёл ещё человек границу дозволенного, не совершил хулу на Святого Духа), то пусть молится, и Бог даст ему жизнь (при условии, что мы сами будем жить свято, и славой Господней будем усиливать эффект нашей молитвы, будем доброе влияние производить), то есть согрешающему грехом не к смерти (если он раскаивается). Есть грех к смерти (если человек перешёл черту): не о том говорю, чтобы он молился».
Конечно, что человек согрешивший грехом к смерти – очень, очень редкий человек,
поэтому скажу: не ошибётесь, если будете молиться за любого человека, –
это никому не будет вменено во грех.

Думаю, что понятно, – насколько точно стихи, которые мы рассмотрели, делают ударение на том, что наша жизнь, наше состояние – это самый важный компонент в действенности наших молитв.

Говорю:
давайте стремиться к чистоте, давайте во главу угла поставим освященную праведную жизнь, давайте поставим перед собою задачу жить так, как нас Бог к этому призывает,
и только тогда молитвы и посты наши будут д%