Разъяснение 2-3 глав книги Екклесиаста (Конспект от Лены)

Из вопросов и ответов за 19.08.2017

Глава 2

1Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета! 2О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» 3Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. 4Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, 5устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; 6сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; 7приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; 8собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. 9И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. 10Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. 11И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! 12И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано? 13И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: 14у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. 15И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета; 16потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. 17И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа! 18И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. 19И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета! 20И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,21потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое! 22Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? 23Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета! 24Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; 25потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? 26Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это — суета и томление духа!

 

Прочитав 2-ю главу книгу, можно уже сделать определенные выводы из того, чем занимался Соломон, что написал подобные рассуждения.

Когда человек что-то мнит о себе, он, как правило, изливает все это на словах, не думая, не анализируя, надо говорить, не надо, но он простой кайфует, он радуется, люди услышат, мудрость будет известна, люди будут им восхищаться….

Сердце  человеческое преисполнено желанием себя показать.

Чтобы чему-то учиться, надо поменьше говорить, поменьше умничать, побольше наблюдать, слушать смотреть, быть сторонним наблюдателем за всем тем, что мы видим или что происходит вокруг нас.

Со стороны в других людях, как правило, мы видим свои недостатки.

Силу своей испорченности  себе вникаешь,  но ничего не видишь

Все то, что Бог нам дает истину, и пока мы ее не переварим в самих себе…Подобно до пшеницы, невозможно ее просто есть. Надо ее разжевывать смешать со слюной и когда в мелких частицах они достигнет кишечника, вот только тогда кровь разнесет по всему организму. Так же и слова истины: пока не вникнем, не переварим, не осмыслим – мы не убедимся. И сомнений в истине не будем. Вы будете убежденными верующими.

Абстрактно понять – это одно, а понаблюдать и проверить на практике – это совсем другое.

Необходимо просить мудрость, чтобы убедиться, что хорошо, что плохо.

Соломон занимался наблюдением: вот откуда притчи, вот откуда мудрость.

Каждая мудрость, которую написал Соломон – это результат стороннего наблюдателя, аналитика.

Если бы на иврите евреи понимали лучше – то были бы мудрые, а так что есть то есть.

Понимание  Библии заложено в  смысле, а  не в переводе. Оперируя словами и убеждаясь в  каждом сказанном слове на практике.

Поставьте себе задачу, не говорите, сядьте и понаблюдайте, не встревайте ни в какой разговор, просто наблюдайте (дома, на работе, с друзьями), фиксируйте мысли, а  потом в конце недели подведите итог: сколько времени вы проходили в  церковь и что получили, и что открылось вам за неделю — и вы увидите неоспоримое преимущество в процентном соотношении через наблюдения.

В церкви говорят абстрактные фразы, зачастую не связанные с жизнью, и в сердце они не заседают.

Соломон не возбранял сердце, но и придерживался разума, сердце хотело, а  разум думал, и сердце делало, а  разум анализировал. И возненавидел Соломон жизнь, потому что стали ему противны дела под солнцем, и все чем занимаются люди, суете и томление духа.

Обратите внимание на одну деталь: мы читаем для того, чтобы чему-то научиться.Один если ненавидит – значит, чему-то научился, поменяв внутренние настрои. Другой возлюбил жизнь – есть пьет. Живот отрастил, живет в удовольствие, полная автоматика в доме, свет включатся, телевизор включается….

Почему один радуется, а  другой ненавидит, т.е. разочарован?

Что такое суета? – это когда человек занимается второстепенными вещами и в разряд суеты входит вот этот список и не только этот, а и то, что испытал в своей жизни Соломон.

Многие люди считают, что если есть что поесть, что попить, лежишь с пультом на диване, если еще хоромы и апартаменты какие-то – банковские счеты – моря-океаны — так все чудесно, значит не зря мы пришли в  этот мир: поел, попил, отдохнул, погулял, повеселился, рестораны, кафе и прочите вещи…. Но когда человек умирает, и когда врачи бессильны – и вот тогда можете себе приложить тур-путевку к больному месту, можете включить телек и порадоваться, что он у вас по диагонали 1 м 20 см. и еще сколько то там сантиметром,  что с помощью вашего голоса он включается. Радуйтесь самому крутому и новейшему компьютеру. Самому скоростному Интернету  — и  ВОТ ТОГДА ВДРУГ НАЧИНАЕШЬ ПОНМИАТЬ: что это не главное, и что вот этого с собой не заберешь, что умираешь, и что напрасно всему этому посвятил всю свою жизнь. Да, есть люди, которые верят в реинкарнацию, в  то, что батюшка на лоб присобачит пропуск в рай (непонятно, кому он пишется, зачем, кто его там будет читать….). но человек начинает понимать, что он гол, как сокол, и что ничего с собой не возьмет, понимает, что там не есть, не пить, на морях-океанах не бывать, банковский счет не переведешь, карточкой не попользуешься… и человек начинает отрезвляться: ДЛЯ ЧЕГО Я  ЖИЛ? И многие становятся пред смертью злыми, потому что умирают, а  хочется жить….. И человек понимает, что что-то не то, возможно, что-то и могло бы дать УСПОКОЕНИЕ в такой ситуации, а его нет этого успокоения, ему неоткуда взяться….  И все то, что накопил, все то, что собрал, оно уже не приносит ни счастья, ни удовольствия ни мира, так как это не главное – это СУЕТА, и то, чем ты жил, ты жил суетою, а того главного, что должно было быть для души – НЕТ.

Так почему Соломон возненавидел жизнь? Потому что не мог оторваться от суеты.

Работа, пенсия, строительство, дома, карьера – все это не главное. Есть значительно большее….  А что большее?

Все, что испытывал Соломон – это были удовольствия плоти: удовольствия плотских похотей и страстей, это то, чем живет на сегодня 99,99 % населения земли….

Душа больше тела, а тело больше одежд….

Душа имеется в виду не в смысле сердца – а внутренний мир человека, интеллект.

Тело сколько не наряжай (крема для лица наращивание подкрашивание ресниц, помада, тени, парфюмерия…) оно стареет и изнашивается.

Деньги есть, почет есть, ногой открываю любой кабинет власть имущих при госаппарате, но в душе человека есть всегда что-то, что томиться, чувствует неудовлетворение, которое не согласно с тем образом жизни, который проживает сам человек, и вся внутренность человеческая душевная сидит на голодном пайке.

Душа – это внутренний мир, который состоит из духа (разума) и из чувств.

Чувства ищут удовлетворение, а разум ищет разумность во всем том, что мы делаем.

Чувства – это потребитель: дай мне, я  хочу, мне надо, сделал….

А разум всегда анализирует, напоминает, призывает: подумай, остановись, кончишь плохо

И тогда  человек в отчаянье говорит: «Ну, была же мысль, но почему я не послушался…?» – вот это и называется ТОМЛЕНИЕ ДУХА.

В свое время мне в руку шло и богатство, и карьера, и если бы я пошел этим путем то познал бы ли я Бога вообще, и говорил ли то, что говорю сейчас?

Вот почему одни живут и томятся духом, а другие нет? Почему одни возненавидели жизнь, а  другие нет – еще больше возлюбили и с ушами погрязли во всех тяжких грехах и радуются при этом? Томление духа может ощущать только тот человек, у которого разум работает.

Живя мирской жизнью, стремишься-стремишься, потом наряду с этим стремлением видишь очень много сопутствующих гадостей, предательств, недоброжелательств, соперничества,  конкуренции, надо по головам идти… и, стремясь в процессе жизни к славе и богатству, в конце смотришь, что именно сопутствует вот такому стремлению. И ты понимаешь, сколько гадости прямо на дороге, которую надо то ли объезжать, то ли отталкивать, то ли ковшом грести, чтобы прийти к тому счастью..

Будучи  в советской армии при коммунизме, я  вдруг осознал: то общество, та партия, та религия и философия, которые не знают, как изменить человека, не создаст ни коммунизма на земле, ни Царства Божьего. Никакого счастья и рая не будет, а все почему? А потому, что наблюдая за людьми, понял: человек не поменяется, какой есть такой и есть, пусть ты и добрый, а пресекаешься со злым, пусть ты действительно заслуживаешь какого-то там положения в обществе, быть при власти, имея определенные способности, но ты будешь окружен вот этим людьми, которые будут подсиживать, гадить тебе…

Что гласил коммунизм: каждому по потребности и от каждого по способности, и какой это дурак будет работать за троих. Согласно коммунистическо-пропагандистскому стихотворению:

Нам солнца не надо, нас партия светит,

Нам хлеба не надо, работу давай! – а другой кто-то сидит, попивает, покуривает, по девкам ходит, а кто-то строит коммунизм, а  как сесть-поесть, то потребность у того, кто не работает без ограничителя. И получается, что кто-то будет работать, а  кто-то курить и придуриваться на больницах.

 

Это надо какое сознание воспитать в человеке, чтобы тот не ленился и работал от души ради коммунизма. Ради общего блага, а рядом такие же самые, только сачки – и вот в этот момент в душе каждого трезвомыслящего человека зарождалось ТОМЛЕНИЕ ДУХА: что-то не то, партия, карьера, деньги. Должна быть какая-то честность, в  конце-то концов….

Когда мы анализируем, то наш дух принимает участие, а разум наблюдает.

То, что дает мир – оно не отвечает на наши вопросы и современем мы начнем понимать: хорошо семья – красивый, она красивая, дети красивые, но жена сварливая, ты эгоистичный, гребешь под себя и на почве этого вы скандалите и денег много и машина есть… яхты есть, денег пруд-пруди, а  душа скорбит  — если радости нет и нет смысла в жизни. И тот, кто испытает такое на себе, будет это понимать.

У кого есть разум и у кого он функционирует, тот будет задумываться и анализировать.

Вот когда думаешь, вот тогда начинаешь томиться. Вот тогда пропадет желание в церковь ходить

Надо любить не ту, которая есть, а  ту, которая должна быть.

Церковь должна быть такой, когда человек приходит туда с проблемой, а уходит с решением.

Сегодняшняя церковь греховному человеку говорит следующее: надо быть здоровым, лекарств нет, но морг при этом исправно при церкви работает, врачи ходят одетые, дипломированные, а  толку нет никакого.

В церквях сейчас пустота и томление духа  для любого здравомыслящего и рассудительного человека, который ищет ответы

Неверующий, который ищет ответы, который задумывается над смыслом жизни – он ищет Бога, при чем Того, Который есть, но Которого на самом деле нет в церкви.

А в церквях Бог предоставлен как конгломерат обрядов, символов, дней, пищ, вещей и доктрин – все. Это саркофаг с мумифицирвоанный египетским фараоном.

Живой глаголющий Бог, разговаривающий с человеком, с  которым вступаешь в контакт, которого слышишь, от бесед. с Которым получаешь удовлетворение, а Его там нет в этой церкви.

Глупость и прмитивизм церковный — это когда человек ищет ответ в церкви на свои проблемы и не находит его.

Те люди, которые пришли в церковь для того, чтобы жить в свое удовольствие, верить, что грех не победим, что спасаемся по непонятно какой благодати – это ПОТРЕБИТЕЛИ, это те, которые не ищут Бога, они не ищут спасение,  они ищут богатства, помолиться и удачно выйти замуж, забеременеть, благословение в бизнесе, кто-то ищет дара иных языков, дара исцеления, не будучи самим исцеленным.

Какие должны быть люди верующие во Христе – это люди, стремящиеся к святости, люди, задумывающиеся над смыслом жизни, ищущие смысл жизни – таковых единицы.

144 тысячи они не порочны, то есть, избавлены от пороков.

Люди, которые ищут чистоты, люди, которые видят, как испорчены нравы, они живут, они томятся, они ищут, они задают вопросы,  они не отступают от молитвы, пока не услышат ответа….

Ну, а те, которые приходят в церковь за благословениями, выздоровлением, деньгами, успешным замужеством – это не тот народ, который спасется, они же обманывают, хотят все получить налегке.

Какая наживка – такая и рыбка,  какой спрос – такое и предложение.

Соломон все испытал в своей жизни, пусть не все правильно. Хотя бы правильные выводы сделал и людям написал, чем заниматься, в чем смысл жизни. И вот мы должны вот  это понять.

Человек, взирающий на Христа, он никогда не возгордится, он будет томиться духом, он всегда будет жаждать все нового и нового света: он вкусил, он понял, он будет менять свою жизнь. Он будет видеть, что Господу это нравится, и что Он одобряет его поведение: хорошо добрый и верный раб над малым ты был верным — над большим тебя поставлю.

Даже по таким простым параметрам как: томление духа, возненавидел жизнь можно определить, кто народ Божий и кто что ищет в этой жизни и у кого какая будет будущая перспектива.

Соломон гвоорит:»дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета! 2О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»

Есть такие юмористические программы, как Задорнов, «95-й квартал», смотришь, да смешно, подмечено… но проходит время и Задорнов перестает нравится, и другие юмористы — тоже… Посмеялись, душу отвели , но при этом поняли и что-то начали менять в  своей жизни, а тут смех ради смеха, пошутили подурачились за хорошие деньги, а выводов — никаких….

Вот приболел Задорнов на онко, вроде и посмиреннее стал, вроде уже и не так шутит. Болезнь всегда смиряет человека.

Смех вроде не плохое дело, но когда смотришь на все этим юморины, когда люди при этом выводов не делают, веселье есть, а  толку никакого и чем больше смеемся, тем больше дуреем.

В Америке тупизма хватает, ни на одну страну поделить – так хватит с избытком.

Когда человек гуляет и веселиться, то радость небывалая: гонорею прихватил — с весельем туго стало, гепатит – еще туже, ВИЧ инфекцию вообще печаль несносная, сифилис и так далее, вот он букет роз. И вот только на этом этапе начинаются размышления: « Да, догулялся, да, добегался, да, допрыгался, да, надо было предохранятся….»

Тот, кто думает, у того и мысли вертятся, а эти мысли Божественны,  многие на таковых говорят, что те неверующие, но они больше верующие, чем номинальные церковники: во-первых, они практики, во-вторых, живут по совести, а, в-третьих, слышат голос Божий, чему обычных церковников так и не научили. Язычник, не знающий закона, по правде законное делает.

Если ничего не думать, так можно прожить и просмеяться всю жизни: не возненавидишь ты этот смех, не скажешь, что суета и не будет у тебя томления духа, так  как самого духа в них нет, не работает он.

Можно всю жизнь смеяться. Можно до чего-то досмеяться. Не получить ответы на жизненные вопросы, не решить проблем, не избавиться от них и не изменить своей жизни —  все это не поможет найти в семье общий язык, не поможет воспитать детей, все будут требовать от тебя денег и ты будешь чувствовать себя сплошным кошельком.

Что дает веселье: свадьбы, гармонь, пляски, обнимки, напился, в конце-концов  с кем-то совокупился, чем-то заразился, домой принес, жену наградил, жена узнала – скандал до развода, оскорбление, обзывание, заметьте – ВЕСЕЛИЕ: телевизор, смех.

Анекдоты, юмористы, комедии, а жизнь остается такой, какая и была: жена не понимает или муж не понимает жену, дети не слушаются, денег нет, в  стране барак

Умный человек послушает, посмеется и в конце скажет: интересно, смешно, но нет удовлетворения, проблемы как были, так и есть.

Через размышления мы придем к тому же, к чему пришел Соломон и скажем, что суета это все: и смех и веселье, и пьянки, и дни рождения, и Новый год, и Пасха и Рождество.

У порочных людей, если нет вина, пива, водки, коньяка – нет и радости, заметьте

Смеется человек — радуется, когда выпивший, это не он радуется, а водка или вино внутри него.

Растворить верой – это вникнуть в это слово, понаблюдать, проверить, убедиться.

Библия насколько глубока в своем духовном смысле, там столько тонкостей в ней изложено.

Просто любить человека не надо, а  понаблюдайте за его/ее поведением – и все вот это будет в  семье: то хочу, то не хочу, то мне жарко, то холодно  — будет всем недовольный. Просто наблюдай и ты поймешь – да это не пара, если у тебя мозги работают.

В этой жизни только мыслящие, наблюдающие, те, которые все подвергают анализу: в жизни, в политике., экономики, кто стоит, что ими движет, вот эти люди этой жизнью томляться, они неудовлетворенны, они ищут Бога, может быть даже не называя Его Богом, они ищут мудрость, а  Бог – Премудрость, у них есть вопросы и они не получают ответов, они алчущие и жаждущие уже, не будучи крещенными и они насытятся.

Люди, которые падки на все мирское, которые к этому привязаны, они никогда не освободятся. Даже пусть трижды крестятся перекрещиваются, они не понимают зачем бороться с похотью…

Не нужно становиться в позу и все оправдывать, надо начать анализировать, ведь запрещено Богом то, что нам вредит, что нас сделает несчастными  и злыми (блудниками, пьяницами, потеряв здоровье, и, умерев не в свое время).

Вот люди пьют спиртное – и получают цирроз печени, объедаются – и рак кишечника.

Истина проста, нужно просто подходить к ней с головой: задавать вопросы, почему так в Библии написано.

В Боге и радость без водки. В Боге и счастье не от того, что с кем-то переспал, есть НЕЧТО большее – ДУХОВНОЕ, есть внутренний духовный мир, есть познание о жизни.

Мы проживаем эту жизнь для чего-то более важного и более существенного.