Анатомия молитвы (часть 1)

О действенности наших молитв за других людей: детей, родственников близких и дальних, друзей, и вообще – за людей.

Хочу сказать, что мы, верующие, кое-что знающие о том, что происходит на земле, –
не хотим даром провести время нашего странствования,
мы хотим выйти на какой-то результат, достичь Царства Божьего внутри, и быть спасёнными.
И вполне понятно наше человеческое желание привести также и своих детей, мужей, жён, прочих родственников или друзей, или даже чужих людей к Богу, к покаянию и т.д.
Это нормальное желание.

Если я вижу,
что моя связь с Богом меня благословляет,
что мне легче становится жить,
что мне проще становится жить,
что я меньше мучаюсь, меньше страдаю, меньше переживаю,
что у меня решаются проблемы, –
то хочется делиться этим с другими людьми.
Поэтому, если мы видим, что не получается привести их к Богу в разговорах, –
то мы понимаем, что нужно молиться.

И Библия нам неоднократно говорит на эту тему, – что мы должны молиться друг за друга, за детей, за родню, за церковь, – за кого угодно, – чтобы Бог пробудил их к покаянию.

Но каждый из нас, наверное, не раз сталкивался с тем, что говорим людям что-то, детям нашим, мужьям, жёнам, родственникам, – не действует. Мы хотим помочь им, – не получается.
Кто-то говорит: «Давайте будем молиться!». В ответ: «Давайте!».
«Давайте усиленно будем молиться!». В ответ: «Давайте!».
Кто-то говорит: «Давайте ещё с постом будем молиться!» (это как бы усилит силу нашей молитвы)…

Наверное кто-то из вас, а может и все, уже испытывали такое в своей жизни:
и молимся, и неоднократно, и усиленно, и подолгу, и с постом,
а те, за кого мы молимся, – ну ни в какую не хотят приходить к Богу!

И иногда возникает такой вопрос: может не так молимся, может что-то не так делаем, может ещё что-то кроме молитвы надо делать, а мы этого не знаем?
Мы же, верующие, привыкли где-то в каких-то определённых рамках жить, нас так воспитали, что жизнь состоит из правил:
в церковь ходить надо, опаздывать не надо, проповедь слушать надо, участие в духовной жизни церкви принимать надо…
помолились в начале, помолились в конце,
дальше – вышли и уже живём своей жизнью…
Может быть что-то надо делать кроме деятельности такой церковной? Может что-то зависит и от нас?

Если мы молимся, а результата нет, – это должно нас заставить задуматься.
/Я такой человек по натуре:
если я что-то делаю, то я должен в это вникнуть,
если я не понял, то я не делаю.
Некоторые говорят: надо верить!
А как верить, если я не понимаю – во что? Просто слепо верить?
И как я буду иметь убеждения, если мне не могут доступно всё объяснить?
У меня вера связана с моим пониманием: сколько понимаю – столько и веры!
Если нас не убедили в существовании Бога, то мы же не становимся верующими, мы не верим, что Он есть, мы сомневаемся.
Если до нас не дошло что-то в результате жизненного опыта, то мы же не меняем что-то в своей жизни, и не начинаем жить по-другому, по-другому верить, – наша вера остаётся прежней.
И чтобы что-то изменить, – нужно сначала что-то понять, до чего-то додуматься, к чему-то прийти/


Причины, по которым Бог может не отвечать на молитвы.

• Мы молимся за других, и вот – кто более далёк или кто более вреден (как говорится – вредный человек, нехороший), – то, если молимся, – молимся не так горячо, и не так сильно мы его любим.

• Когда мы молимся, – нам ХОЧЕТСЯ, чтобы это, о чём мы молимся, произошло сразу и сейчас. Нам НЕ ХОЧЕТСЯ ждать.

• Бог может не отвечать по той причине, что наш образ жизни, наше поведение, наше отношение к тем людям, за кого мы молимся, остаются прежними, и это не то, что приближает человека к Богу, –это отворачивает от Бога напрочь.

• Бог может не отвечать по той причине, что это может влиять на нашу гордыню – вот мол «Бог МЕНЯ слышит!»

• Ещё такой аспект наших молитв: когда мы говорим «Господи, повлияй на наших детей (или на других людей, допустим, на мужей, на жён), чтобы они пришли к Тебе!», то задаю вопрос: а к какому Богу?
Думаю, что не ошибусь, – все верующие желают, чтобы их дети или родственники пришли к тому Богу, в которого они верят, которого они понимают и которого они своей жизнью представляют.
Это всё относительно, это всё неточно, это всё приблизительно!
Бог, в которого мы верим, и которого мы своей жизнью представляем, – Он далеко-далеко несовершенный – и в познании теоретическом, и в жизни практической.
Мы должны понимать: какие мы в чужих глазах, – таков и наш Бог.
И как придут люди к нашему Богу, если мы им не нравимся? – Мы представляем людям несовершенного, ограниченного, порочного Бога…

• Бывают такие моменты – мы молимся, чтобы Бог пробудил нашего ребёнка, родственника, друга,
но мы при этом не понимаем склада ума человека, за которого молимся.
Т.е. мы на свой лад свидетельствуем людям о Боге, не учитывая склада ихнего ума (они же могут воспринимать и понимать всё по-другому! наши доводы могут казаться им неразумными и нелогичными!), тем самым мы вызываем у людей аллергию к Богу.

• Иногда дети бывают умнее родителей. Родители молятся, ждут… А дети, глядя на родителей, понимают, насколько примитивна христианская жизнь. Опуститься и жить таким примитивизмом?

• Если дети из верующей семьи всегда видели в своей семье беспорядок, шум, крики,
если родители какими были, такими и остались, – не вызывает ли это у детей иронию, когда их хотят привести к Богу? Чтобы они стали такими как родители? Да никогда!

• Если мы детей не приучили думать, и мы за них молимся, чтобы они задумались, – а у них нет даже такого понятия как задуматься. Люди, которые приходят к Богу, – они просто так не приходят, у них в сознании должен произойти коренной поворот или переворот. Приходит человек к Богу только после того, как он что-то понял.
И если мы просим Бога, желая чтобы человек, который не приучен думать, задумался, – мы можем, не осознавая, просить о каком-то жестоком методе, который может привести человека к мышлению… Каком-то случае, каком-то происшествии… Мы готовы это принять от Бога? Мы будем любить Бога после этого? Кто-то будет, кто-то нет!

• Бывает так: «Вот мы верующие – мы должны молиться!», «Вот давайте будем молиться за детей!», «Давайте будем молиться за нашу церковь!» или «Давайте молиться за нашу страну!» – вот так ни с того, ни с сего, – сидели, о чём-то говорили и тут: «давайте будем молиться!» – вот так спонтанно возникло это желание. «Давайте будем принимать участие в молитвенном кружке!»…
Проблема или загвоздка заключается в том, что люди, которые предлагают такие мероприятия – «давай молиться», «давай поститься», особенно не вникая, –
такие люди иногда думают (говорю без обвинений), что молитва, не вдаваясь при этом в детали и суть этого процесса, – решит абсолютно все проблемы, и всё сама расставит по своим местам. (Наше дело – это молиться, а всё сделает сам Бог).

Если Бог будет вот просто так – по нашей молитве – исцелять от болезней, вразумлять кого-то, поворачивать вспять ихний путь, – вот так – без всяких оговорок (к примеру, – шёл человек в одну сторону по жизни, мы за него помолились, и тут ему вдруг что-то ударило в голову, он приходит и говорит: «вот я повернулся, вот я сегодня верующий!»), –
то мы ничего сами не будем менять в своей жизни,
мы ни над чем не будем задумываться,
мы вообще перестанем думать,
– наш внутренний мир будет построен на каких-то инстинктах.
(Надо молиться – мы помолились. Вот сразу и ответ! Всё, уже не надо молиться!
Ещё надо что-то – помолились… Зачем думать, зачем напрягаться?)

Что делать?

Почему Писание нам говорит – «я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания», почему написано – «вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно»?

Любое знание, любое действие должно быть связано с разумом, а не с догмой,
потому что знание – это не догма, а рассудительное знание – это вообще не догма.
Все, абсолютно все вещи, связанные с религией – церковь, пастырь, проповедь, Дух Святой и т.д., –
всё должно иметь разумную рассудительную подоплеку.
Если я хожу в церковь, то я должен задаваться вопросами:
зачем хожу?
что слушаю?
какая польза?
стоит ли ходить или не стоит?
не зря ли я трачу время и деньги?

Если это молитва, то:
нужно знать и понимать суть этой молитвы,
нужно знать, что такое голос Божий,
как слышать и как отличать голос Божий,
что мешает слышать голос Божий, что его искажает?

Если это молитва за кого-то, то нужно понимать,
что в жизни нет двух одинаковых людей,
в жизни нет двух одинаковых ситуаций,
что в жизни есть общие правила, и всегда есть плюс-минус (больше или меньше) на поправку.

Поэтому, если мы должны молиться, – то не просто молиться, а должны знать о всех оговорках.

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» –
тут не сказано:
«молись (и всё), ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Молясь за кого-то, –
молись прежде всего о себе, копайся в себе, исследуй себя –
и так поступая, ты будешь меняться постоянно, преображаться,
ты будешь менять методику, слова, интонацию, свой дух по отношению к другим людям,
и спасёшь сначала себя от порока, а потом и другим поможешь преобразиться.

 /Иногда бывает достаточно одной встречи и одного разумного разговора с каким-то разумным человеком, и этот человек вдруг становится верующим. Этот человек, за которого мы молились, – он уже давно был готов стать таковым, но наши доводы, манера изложения, наш характер были таковыми, что это удерживало человека от прихода к Богу/.

«Бодрствуйте в молитвах».
Молитва – это не временной отрезок, это не формальное обращение к Богу, не стишок по обыкновению, по привычке.
Бодрствуйте –
думайте в молитвах,
анализируйте ситуацию,
копайтесь в себе,
находите причины происходящего,
вникайте во внутренний мир других людей.

Ещё момент, на который я хотел бы обратить особенное внимание, – это то, чтобы мы не были фанатично настроены в своих намерениях – в молитве в особенности; не должно быть фанатизма, не должно быть какой-то косности, нужно ко всему подходить здраво, с рассуждением.

Следующее:
Будьте настроены на то, что молитва может оказаться вообще не отвеченной, или что возможно придётся очень долго ждать. Многие не приходят, а некоторые приходят через очень продолжительное время.

«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих (взывающих, кричащих в душе) к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать»
Почему медлит защищать?
С одной стороны – проверяет искренность нашего желания, нашей молитвы,
с другой стороны – задержка с ответом приводит к тому, что мы начинаем анализировать, пересматривать, обращать внимание на разные детали, мы начинаем обеты Богу воздавать.

Хочу сказать:
Мы забываем, что мы – орудия Божьи в этом мире, мы являемся семенем Божьим, семенем Авраама,
Бог нас сеет,
Бог в нас хочет показать Бога,
Бог через нас хочет влиять,
а мы говорим: «а мы не можем», «мы не можем меняться»…