Проповедь: Не знаете, какого вы духа, ч.3

Проповедь: «Не знаете, какого вы духа»  часть 3

Скачать проповедь можно по ссылке:

images-5-210x68

Ниже прилагается конспект проповеди:

«Познай себя»

Нас Бог может видеть далеко-далеко не такими, какими мы хотели бы, чтобы Он нас видел. Мы можем обмануться, можем надеяться на спасение, и не понимая самого себя, не познав самого себя, мы можем «пролететь» мимо Царства Небесного. Поэтому, вы понимаете, насколько важно знать самого себя.

Внутренний наш мир определяет, какие мы есть, какими мы будем в этом мире, и от того, что в нашем сердце находится, зависит благословение или проклятие в нашей жизни.

«Больше всего бережённого береги сердце своё, ибо из него источники жизни».

Я уже говорил вам, что нам людям в силу эгоизма и гордыни свойственно утверждать, что всякая мысль, какая пришла нам в голову, – от Бога, что всё, что я делаю, – это за правду, за истину, за любовь, за дружбу, за что угодно, только не за плохое…

Попробуйте объяснить какому-либо верующему, особенно если он проповедник в церкви, пастырь, – попробуйте объяснить ему, что он неправильно толкует; попробуйте объяснить тем, которые находятся в истинной церкви, что их церковь не истинная; попробуйте кому-то объяснить, что кто-то говорит: «церковь спасает меня, без церкви нет спасения», попробуйте объяснить этому человеку, что членство в церкви, даже в самой святой и преподобной, не спасает; спасают личные отношения со Христом… Христос, вы помните, в конце сядет и разделит (или отделит) злых от добрых, козлов от овец, худую рыбу от доброй…

Мы живём в мире тотального обмана, но самый страшный обман – это когда мы сами себя обманываем.

Неспроста Павел написал: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно. Так поступая, спасёшь себя»… Спасение от чего зависит – если будешь вникать в себя, не просто на себя – как я внешне выгляжу, что я вслух сказал, – именно в себя! Там корень наших проблем, оттуда исходит зло… Мы должны понять свой внутренний мир, вытащить его наружу и распять.

2 Кор 3:1-18: «Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

Есть буквальное слово Писания, а есть дух, заложенный в это слово или в этот закон – т.е. смысл. Есть буква, есть дух. Есть слово, есть мысль, которая содержится или подразумевается под этим словом. Я больше вам говорил, что нужно понимать Библию духовно, – не отрекаюсь, эта мысль остается в силе, но сегодня я буду говорить об этих стихах немного под другим углом.

Обратите внимание: 14-й стих: «Но умы их (речь идет о евреях) ослеплены (они чего-то не видят). Ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым» (покрывало не снятое, т.е. оно висит, или оно лежит. Вопрос: где оно висит, перед чем оно висит? «Умы ослеплены», т.е. другими словами – ум не соображает, он слепой, он не видит, т.е. перед нашими глазами или на наших глазах лежит покрывало. «Не знаете какого вы духа» – имеют глаза, но не видят, имеют уши, но не слышат, и на ушах (уши необрезанные) покрывало и на глазах покрывало. Ум ослеплен нашими заблуждениями, нашими умозаключениями, которые либо мы сами преобрели, либо которыми с нами кто-то поделился. 15-й стих: «Доныне, когда мы читаем Моисея, покрывало лежит на сердце их» (сначала умы ослеплены, теперь – и сердце, покрывало и на уме и на сердце – другими словами – бронежилет…

16-й стих: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается». Что значит «когда обращаются к Господу»? Некоторые говорят – «это когда он вот был неверующим, а потом обратился, и принял крещение и стал ходить в церковь». Обращаются – это обращают свою жизнь, свои привички вспять – к Господу, чтобы изменить характер свой. Некоторые говорят: «когда обращаются к Господу – это значит – мы молиться должны». Можно молиться и можно не обращаться, верующие в основном этим и занимаются. Думая, что мы молимся, думая, что мы просим, – мы думаем, что мы этого и хотим…Нет! Мы говорим: «дай то и то», не потому что мы хотим этого, а потому что надо об этом говорить; это такой своеобразный обряд религиозный существует: надо Богу говорить то, что надо.

Когда обращаются к Господу, – это полностью меняется жизнь. Сразу – вообще; но меняется она постепенно, и ровно в такой степени, как мы обращаемся, преображаясь от одной славы в другую, становясь лучше, потом ещё лучше, потом ещё, – ровно в такой степени открывается наш рассудок, открывается наше сердце, снимается с них пелена или покрывало, перед нами начинает открываться реальная картина, мы начинаем понимать то, что до сих пор не понимали; это касается и Ветхого Завета и Нового Завета.

Написано про Ветхий Завет и про покрывало, про Новый Завет не написано, потому что когда это писалось, такого Нового Завета наверное не было, как мы сегодня имеем. Но мысль идентична: что многие читают Новый Завет и читают его с тем же самым покрывалом, потому что покрывало снимается Христом. Как можно читать Новый Завет и говорить, что грех непобедим, если куда ни глянь, – пальцем тыкни – ты попадёшь в стих, где и можно, и нужно, и необходимо… – чтобы спастись?

Ветхий Завет: «Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской и с дома рабства» (не буквального, а – греха). Новый Завет: «Вложу законы Мои в мысли, напишу их в сердцах их, и буду им Богом, они будут Моим народом». Ветхий Завет: «взял за руку», – сам он не идёт, сам он не понимает, объснить ему (как бы Бог говорит) не могу, поэтому беру его за руку как малолетнего ребёнка и пытаюсь помочь дойти к Царству Небесному; хочу ему блага, а он не понимает; поэтому ну вынужден при помощи законов, обрядов, церемоний и наказаний за непослушание (как мы делаем иногда с малыми детьми) попытаться спасти. Но сам он не понимает, чего его насилуют, чего его тащат, – он находится в достаточно самоудовлетворенном состоянии. Новый Завет: «вложу законы Мои в мысли, напишу их на сердцах» – за руку брать не надо, ремешком бить не надо за непослушание. «Они будут понимать, Я с ними буду разговаривать, до них будет доходить, и они сами будут за Мною идти»… Новый Завет: взросление, взрослое состояние, совершенное состояние. Есть ум, могу вникнуть, могу понять, могу согласиться с доводами, и сам могу пойти… Ветхий Завет: это ребёнок, который малоумный, который играется в игрушечки, которому нужны обряды, символы, церемонии, и которыми он кичится как каким-то особым богатством.

Ещё чем отличается Ветхий Завет от Нового. Ветхий Завет: это Святое в Храме, где символы, церемонии, пищи, пития, котлы, жертвы, не могущие в совести, т.е. внутри, изменить приходящего с ними. Это другими словами – люди-буквоеды, люди-обрядовики, люди-фарисеи, внешне совершают какое-то видимое богослужение, внутри при этом остаются очень-очень далёкими от Бога… А обновленное сердце, обновленный разум, «вложу законы Мои в мысли, напишу их на сердцах» – это происходит во Святом Святых при личном соприкосновении с нашим Первосвященником и нашим Ходатаем. Здесь церемоний нет, здесь обрядов нет, здесь происходит служение духа… Внешнее поклонение и внутреннее.

А теперь переведём эту мысль на нас самих. Внешнее служение: хожу ногами в церковь, соблюдаю субботу (как написано в Законе), кто-то там соблюдает воскресенье, в церковь ходит, в хоре поёт, миссионерством занимается, служение какое-то несёт… Это наше внешнее проявление. А есть внутренний смысл – чем мы внутри напичканы, кто внутри нас (или что) живёт, чем дышим, как говорят… К чему эти мысли хочу повернуть или подвести? Смотрите 6-й стих: «Он (Христос) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы (обрядов, символов, церемоний, храмов и т.д. и т.п., не дал нам способность быть внешне накрахмаленными, внешне красивыми, говорить красивые слова; не буквы , не внешности, не фарисейства), но духа». Мы должны быть служителями: инженерами, нейрохирургами, которые разбираются во внутреннем мире самого себя, но потом естественно и в других будем понимать и разбираться… Потому что буква, потому что формальное служение убивает: не развивает; если мы говорим буквально слова какие-то о любви (думаем, что раз говорим о любви, то значит и любим), а если любим, то зачем и развиваться… Вот так мы чахнем. Вот так буква убивает. Т.е. наше внешнее проявление, которое мы иногда как фарисеи на людях демонстрируем, оно нас успокаивает, убаюкивает и таким образом убивает внутри нас всякое размышление, всякий поиск. А дух животворит (не проявление какого-то, будем говорить, религиозного поведения нами снаружи нас животворит).

Служитель Нового Завета – это служитель внутреннего мира, служитель Святого Святых. Это понимание процесса как Бог хочет вложить законы Свои в мысли и написать их на сердце. Это понимание как того Бога понять, как Ему поспособствовать, чтобы вот это вкладывание законов и написание законов в мыслях и в сердце для Бога не было проблематичным, чтобы Ему не мешать, а Ему помочь. Вот когда мы являемся служителями Святого Святых (некоторые кто-то скажет, что вот уже полез, там только Христос…) Нет, мы туда тоже входим, Христос нам тоже там служит, Он Первосвященник, Он Ходатай, Он (!) с нами разговаривает, но наше же участие как ученика в школе с учителем в процессе обучения должно же быть… Он служит, и мы служим, Он говорит, думает, и мы говорим, думаем. Мы вместе вступаем в контакт, мы сращиваемся, мы прививаемся на Христа на лозу… В 3-м стихе Павел говорит: «вы показываете собою (своей жизнью), что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных (вне, снаружи), но на плотяных скрижалях сердца».

Ещё одну мысль хочу подчеркнуть: что такое дух, который мы должны познать, и что такое Дух Божий? Обратите внимание – слово одно. У нас в Библии так: где Дух Божий, там большая буква (начинается слово с большой буквы), где дух человеческий – «дух» с маленькой буквы; а слово как бы одно. Дух Божий нематериальный: не вслух слово произнесено, Его руками не потрогаешь, не ощутишь каким-то образом… Т.е. Дух – это как бы невидимая нематериальная субстанция, это мысль и мысль самого Бога. Мы говорим, что Дух Святой, – это главное, основное орудие работы Бога над человеком (невидимый инструмент для нас, но ощутимый нами, действует в невидимом мире для людей – внутри нас). «Дух Божий свидетельствует духу нашему», дух наш – это тоже нематериальное, это продукт материального сердца, продукт материального разума; серое вещество – это материально, а вот то, до чего оно додумывается (вот те умозаключения, которые у нас появляются), – это уже нематериальное…

«Где Дух Господень, там свобода»… От чего? От покрывала, от косности ума, от заблуждений, от непонимания самого себя (в каком состоянии я нахожусь), там свобода от буквоедства, от фарисейства.

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Задумавшись, обратившись к Господу, начав общаться со Святым Духом, начав размышлять, – у нас покрывало снимается, мы уже смотрим дальше обряда, дальше храма, дальше жертвы буквальной; мы видим славу Господню, и на фоне славы Господней начинаем как в зеркале видеть себя… Слава Господня – это Дух Божий, это Дух Христов, это внутренний мир Бога. И мы, взирая на внутренний мир Бога, начинаем видеть свой внутренний мир…

Покрывало – неразмышление, невникание в самого себя. И мы не преображались. Преображение происходит, если мы взираем на славу Господню, если разговариваем с Богом посредством работы Святого Духа; если слышим Его мысли, понимаем Его размышления, тогда у нас внутри происходит мыслительный процесс. И в результате размышления меняется сознание, меняются стереотипы и происходит процесс преображения в «тот же образ». Слава Господня – это образ; мы созданы по образу и по подобию (подобие – это внешнее, образ – это внутреннее); преображаемся в тот же образ, в ту же славу; от славы в славу – со ступеньки на ступеньку, и так по лестнице, ведущей в небо…

1 Кор 2: 6-14: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (это наше достояние, это то, что мы можем преобрести), которой никто из властей века сего не познал (не познал, потому что покрывало лежит); ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (потому что на сердце человеку только умному может такое прийти), что приготовил Бог любящим Его.
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (Дух – нематериальная субстанция – проникает в глубины Божественной премудрости – это тоже нематериальная субстанция). Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (есть Бог, а есть Его Дух – называется Дух Божий для нас, потому что Богу принадлежит; Его разум называется Духом Божьим; Его разум знает, что в Нём). Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая (сообразить – это додуматься, поразмыслить, вникнуть)      духовное с духовным.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (внутри, – рассудок, разум должен работать)».

2 Пет 1: 2-11: «благодать и мир (внутри вас) вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. (И если вот это внутри есть и мы любим человека, исходя из вот этого внутреннего, что у нас изменилось, что дошло до такой духовности, то это – любовь; а если у нас нет терпения, нет благочестия, нет воздержания, нет рассудительности, мы кого-то обнимаем, кого-то целуем, кому-то что-то даём сегодня, благотворительностью занимаемся…, а чуть что не так, – сразу раз, и мы обижены; так это получается любовь, как у всех людей, даже неверующих, – мы любим любящих. Но вы любите врагов! А ведь любить врага без рассудительности, – я не знаю, за что его любить; моё сердце так понимает: вот он сделал мне пакость, а я ему должен сделать две; всё!… Это – голова, которая нам дана Богом, – она, вникая и рассуждая, может дойти до того, что страдать за Христа будет человек с радостью, любить врага непритворно, – это только внутри происходит. Без рассудительности, без вникания в себя и без того, чтобы заниматься этим постоянно, – ни о какой вере нашей не может вообще идти речь…)
Если это в вас есть и умножается (внутри), то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего (нет этого процесса богопознания), тот слеп, закрыл глаза (или повесил покрывало), забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание (внутри); так поступая (занимаясь внутренней работой), никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

1 Кор 13: 1-8: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими (снаружи), а любви (речь идёт не про поцелуи, не о том, что я могу говорить красиво, целовать человека, обнимать, пожимать руку, склонять голову, – ну это вроде бы как любовь; «а любви» – внутри) не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру (это всё, что связано с Божьим познанием), так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

2 Тим 3:1-5: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут (оно проявляется снаружи, но идёт на самом деле изнутри) самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его (благочестия, внутри) отрекшиеся. Таковых удаляйся».

Вот вид благочестия нас чаще всего и обманывает; мы стараемся показаться перед людьми в каком-то таком благовидном проявлении, чтобы обо мне подумали хорошо люди, люди будут говорить: «ой, какой ты хороший», «какая ты красивая», «какая ты мудрая», «я таких людей ещё не видел (не видела)»; и мы думаем: «ну ладно, если люди уже говорят, то наверное я точно такой…».

Но когда вы отходите от людей, когда вас никто не хвалит, когда вы не видите людей, какие мысли  приходят? О чём бурчим? Чего ворчим? Почему теряем мир? Почему заводимся? Почему бухтим? При этом мы говорим о каком-то Боге, что я Его люблю, что я в церковь хожу, у меня стаж такой-то уже… А это то, что нам надо знать: я самолюбивый или нет, сребролюбивый я или нет (если ли у меня какой-то расчёт материальный)…

«Имеющий вид благочестия». Вот нам свойственно иметь вид благочестия. Мы стараемся быть (внешне) благочестивыми, мы стараемся поддерживать свой имидж среди людей; нам кажется, что  мы вот такие и вот такие, что мы правы, что мы не ошибаемся, мы не горды, мы скромны, мы просты… Но на самом деле вот, когда мы наедине, когда мы рядом с искусителем или с искушением, – что внутри нас происходит, какие монологи мы читаем в этот момент? Мы должны это знать, это должно быть как раскрытая книга перед нами.

Я вам скажу, что верующий, который не понимает, какой он изнутри, – это самый опасный человек, это самое лучшее, самое надёжное орудие в руках сатаны.

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя». Заметьте – спасение. Если б было написано: «ходи в церковь и читай Библию, так поступая и себя спасёшь и слушающих тебя»… Пришёл в церковь, не пропускаю собрания, читаю Библию, молюсь, принимаю участие в Вечере, и для спасения – видите как всё просто…

Спасёшь себя, избавившись от греха. А избавиться от греха невозможно без работы Святого Духа, а работа Святого Духа – внутренний процесс; «вникай в себя и в учение» (в учение вникать – не читай буквально, постарайся понять сокрытую мысль, полезную и нужную, проверь её, прочитай выше и ниже, гармонирует эта мысль или нет; не успокойся, пока не докопаешься до смысла Божьего Слова). Дух, смысл заставляет наше сознание жить, развиваться. Дух, смысл Писания животворит, а не буква.

Как мы дышим, – мы так же должны и думать. И именно так поступая (размышляя, копаясь, углубляясь) – себя спасёшь. Понимая, осознавая своё состояние, размышляя, вникая, слушая Христа или Бога, – посредством работы Святого Духа меняется сознание, меняются привычки, мы по-другому смотрим на самого себя, на свои поступки, на свои намерения и помышления, – и нам становится отвратительно. И как только становится отвратительно, мы перестаём это делать, нам уже и поступок становится отвратительным, с ним больше не надо бороться… А дальше, пройдя этот путь, – кто тебя будет слушать, и идти тем же самым путём, – тот тоже спасётся…