Что такое добро и что такое зло?

Здравствуй Ф.! …

              А теперь немножко отвечу на твои вопросы. «Что такое добро и что такое зло?». Знаешь, наверное, такой стих: «Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (К Колоссянам 3:14). Можно ли сказать точно, что такое любовь? Слово совокупность означает, что если собрать воедино все составляющие любви, из чего она состоит, то это и будет любовь. А если  в этом составе не будет одного, двух или более компонентов, то это будет любовь или же уже не совсем  любовь будет? Помнишь стих:

             «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1-е Коринфянам 13:4-8)

               Вот если все, до единого, из этих перечисленных качеств любви собраны воедино и присутствуют одновременно, то это и есть любовь, состоящая из совокупности этих совершенных качеств. И это можно назвать и добром, также. А вот другой вариант: допустим, что из этой совокупности выпадает хотя бы одно качество, например, не раздражается. Можно ли после этого сказать о человеке, что он любит другого человека, если он раздражается на него? Конечно же, нет! А если у него есть остальные все качества любви, кроме, «не раздражается»? Но возникает вопрос, а как он может долготерпеть, не искать своего, не мыслить зла, если он раздражается? Ведь наличие одного порока, такого как раздражение, автоматически аннулирует все остальные качества любви в человеке и делает его на этот момент полностью орудием зла! Не так ли? Раздражение никогда не долготерпело, не милосердствовало, завидовало, превозносилось, мыслило зло и искало своего. Поэтому и написано:

             «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете (любите) с (одним только) лицеприятием, то (вся ваша любовь) грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы». (Иакова 2:8-12)

             «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». (К Галатам 5:13-15)

              Так вот, любовь к ближнему можно назвать добром, а нелюбовь – злом. Чтобы знать, как людям надо любить ближних своих, им, на примитивном уровне, дан свод заповедей запрещающих делать злые дела против своих ближних. И, получается, как бы, если человек не делает злых дел, запрещённых законом, то он, опять таки, как бы, любит ближнего. Любовь, как бы, есть исполнение закона, а если делаешь ближнему зло, в любом его проявлении, то нарушаешь закон и, естественно, не ты его не любишь. Прочитай об этом в следующих стихах:

              «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». (К Римлянам 13:8-10)

              Ты правильно написал, что у всех людей своё понимание добра и зла, любви и ненависти и каждый думает, что он делает добро. Сначала человек мстя за несправедливость или же причинённое кем-то зло, думает, что делает добро, восстанавливая справедливость. Через время, если он размышляет над своими поступками, он начинает понимать, что это не любовь, если он мстит кому-то. И когда он уже не мстит человеку, то думает, что любит его. Хотя, при этом, сердце его готово его разорвать на куски..

             Ещё через какое-то время, он начинает понимать, что наличие ненависти уже не есть любовь к ближнему. И когда её нет в его сердце, он счастлив, что наконец-то, он научился любить своих врагов. Но затем он начинает понимать, что он, в лучшем случае, равнодушен, к судьбе этого человека и ему безразличен этот человек. А, значит, любви у него ещё нет!

             Потом он начинает учиться испытывать, хотя бы какое-то чувства любви к этому человеку и у него оно появляется. Но, при этом, он себя ловит на мысли, что не от всего сердца он его любит и у него появляется тонкое чувство радости, когда его врагу в жизни не везёт. Потом он снова и снова продолжает себя видеть  очень не совершенным – его задевает, когда кто-то оказывается умнее его, когда к другому человеку люди больше тянутся, чем к нему.

             В конце концов, он наконец-то, научился и этой любви, в которой нет и тени неприязни к человеку и, особенно, к его врагу. Вот тут-то, думает он, наконец-то, он  может почивать на лаврах собственных побед, так как он окончательно усовершился, уподобился Богу, и работа дальнейшего преображения собственного сердца у него навсегда закончилась…

              Но тут открываются горизонты доселе невиданного дальнейшего и бесконечного усовершенствования. Вдруг, перед его взором, предстаёт бесконечная лестница познания бескрайних просторов Божественной любви:

                            «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». (2-е Петра 1:3-11)

              Оказывается, научившись от всего сердца любить даже своих врагов и, будучи готовым даже жизнь свою положить за них, перед человеком простирается безмерно обширное познание добра и зла на ещё более тонком уровне, чем он мог себе представить. Теперь, имея безграничную любовь даже к врагам, надо будет внимательно наблюдать за тем, не делаем ли мы зла нашим ближним, родным и врагам, любя их  безрассудной любовью? Мы ведь сами, по своей «великой любви», развращаем наших детей и внуков, садим себе на шею обленившихся мужей или жён, плодим тунеядцев, гордецов, подлецов и эгоистов. И, обнаружив  в себе такую порчу,  надо будет с нею бороться, не меньше, а может быть ещё больше, чем с нашей злобою. И каждый наш поступок или слово, или даже выражения лица, производит на окружающих нас людей то ли доброе, то ли злое влияние, за что мы будем в ответе перед ближними и Богом.

             «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». (К Ефесянам 3:16-19)

              Поэтому,  святая жизнь и освящение, начатые ещё здесь, на земле, будут иметь бесконечную перспективу для развития в нескончаемой вечности.

              Так что же, если подытожить, представляет из себя добро и зло? Это какое-то законченное понятие, не нуждающееся в дальнейшем усовершенствовании, или же это бесконечно глубокое, по внутренней сути, и постоянно развивающееся познание добра и зла, которому нет предела, как и Вселенной  так и  Самому Божеству?

              «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (К Римлянам 11:33,34)

             Слова «Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна». (Псалтирь 118:96) говорят нам о том, что как заповедь, дающая оценку любому нашему злому поступку, слову или, даже, мысли, не имеет пределов и ограничений, так и понятие о добре (и зле) безмерно обширно, как Разум нашего Бога. «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим». (Исаия 40:28).  « мир Божий, который превыше всякого ума». (К Филиппийцам 4:7)

             Тогда по какому же критерию, пониманию добра и зла, нас будет судит великий Бог? «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». (Иакова 4:17). Сколько человеку открыто Богом для понимания добра и зла, такова и его ответственность пред Ним. В каком классе мы учимся, по такой программе и будем сдавать свои экзамены на пригодность для проживания на небесах. Ни больше, ни меньше! Если совесть наша осуждает наши поступки и намерения сердечные, и мы слышим голос Бога, предостерегающий нас от злых последствий в принимаемых нами решениях и последующих действиях, значит, мы будем ответственны за последствия.

              Сознательный грех может делать только тот человек, который понимает, что он делает зло. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод – определение добра и зла у каждого человека определяет уровень его самосознания и его способность понимать добро и зло. У всех этот уровень разный и каждый будет ответственен по своему  индивидуальному уровню познания, на котором он находится. И что может быть грехом для одного, вовсе не значит, что это же будет грехом и для другого. Поэтому и сказано:

               «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу». (К Римлянам 14:1-12)

             «ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1-е Иоанна 3:20,21)

             «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». (К Филиппийцам 3:16).

              «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (К Филиппийцам 4:9)

              Как же тогда понимать слова Христа, Который сказал следующее:  «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (От Матфея 5:48)? Можем ли мы быть такими же совершенными, как Бог? Вроде бы понятно, что точно такими нам не быть никогда! Но тогда зачем Христос произнёс эти слова? Чтобы убить нас морально и навсегда? Или же Он имел в виду несколько иной смысл, чем мы это понимаем?

              Что же, такое совершенство в понимании людей и Бога? У нас это значит, что если что  в совершенстве сделано, то к этому уже ничего не прибавить, ни убавить от этого ничего нельзя. У Бога же, смысл этого понятия совершенно иной. Пока мы, достигнув определённой высоты в познании и жизни, не останавливаемся в своём развитии на достигнутом, а видя безграничные горизонты для дальнейшего развития, не гордясь достигнутыми результатами, продолжаем жизнь постоянного духовного усовершенствования, до тех пор мы и являемся совершенными, как Бог. Не в смысле, что мы точная Его копия, а что мы находимся в постоянном безграничном совершенствовании, в каком находится совершенный Бог.

               И как Бог совершенен на Своём уровне, так и мы должны быть совершенными на своём уровне. Все не останавливающиеся в духовном развитии, на каком бы они уровне своего развития не находились – все совершенны, как Отец наш небесный совершенен! Пока мы растём – мы живы! Признаком жизни является движение, рост!  Всё живое растёт, развивается и обновляется. Поэтому оно и называется совершенным. Как только рост, развитие и обновление прекращается, так  сразу же оно становится несовершенным или мёртвым.

              Наглядным примером этого явления могут быть библейские фарисеи. Остановившиеся в развитии люди начинают мнить о себе как о каких-то великих и важных персонах. Они становятся, в своих глазах, «богоизбранными пророками», «ангелами света», «апостолами» и даже воплощением Божества. Они превозносятся над теми, кого они считают ниже себя, и начинают чувствовать себя царями над чернью. Это называется в простонародье, звёздная болезнь, звезданутость, или манией величия.

              Этой болезнью заболел Люцифер, этой болезнью болеют все «истинные церкви», все «избранные орудия «бога», и этой болезнью до сих пор болен еврейский мировой истеблишмент. Они забыли простую библейскую истину, что истинным величием небес является не высоко задратый нос, а кротость, смирение и простота, как лучшее из украшений нашего Бога.

              Иметь такую мудрость, безграничную любовь, могущество и власть  Царя Вселенной и, при этом, быть Самым кротким, Самым смиренным, Самым простым и доступным для самого падшего из грешников – это  самая величественная из корон, в которую облечён Бог! Бог не гордится и не превозносится ни пред кем. Он продолжает учится, оставаясь простым и смиренным учеником… Странно слышать, наверное, такие слова!

              А мы уже остановились в своём росте, мы уже «всё познали» и на нас «возложена миссия» умничать и превозноситься друг пред другом, совершая очередное зло, которое больше, даже, чем убийство – мы заживо и без соли съедаем друг друга, изгаляясь в искусстве превознесения над другими людьми.

              «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (К Римлянам 12:2)

              «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет». (К Филиппийцам 3:12-15)